Негосударственное образовательное учреждение начального профессионального<br />и дополнительного профессионального образования КОВДОРСКИЙ<br />СПОРТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ЦЕНТР ДОСААФ России Мурманской Области

slogan

81535 31956

Мурманская область,

г. Ковдор, ул. Кошица

д.20, помещение III

Образовательные стандарты

ПРИКАЗ МИНОБРНАУКИ РФ ОТ 06.04.2010 N 286 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ПРОФЕССИИ 190627.01 ВОДИТЕЛЬ ГОРОДСКОГО ЭЛЕКТРОТРАНСПОРТА"

 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ПРОФЕССИИ 190627.01 ВОДИТЕЛЬ ГОРОДСКОГО ЭЛЕКТРОТРАНСПОРТА

I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт начального профессионального образования (далее - ФГОС НПО) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных профессиональных образовательных программ по профессии 190627.01 Водитель городского электротранспорта всеми образовательными учреждениями профессионального образования на территории Российской Федерации, имеющими право на реализацию основной профессиональной образовательной программы по данной профессии, имеющими государственную аккредитацию.

1.2. Право на реализацию основной профессиональной образовательной программы по профессии начального профессионального образования имеют образовательные учреждения начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования при наличии соответствующей лицензии.

II. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ

В настоящем стандарте используются следующие сокращения:

НПО - начальное профессиональное образование;

ФГОС НПО - федеральный государственный образовательный стандарт начального профессионального образования;

ОУ - образовательное учреждение;

ОПОП - основная профессиональная образовательная программа по профессии;

ОК - общая компетенция;

ПК - профессиональная компетенция;

ПМ - профессиональный модуль;

МДК - междисциплинарный курс.

III. ХАРАКТЕРИСТИКА ПОДГОТОВКИ ПО ПРОФЕССИИ

3.1. Нормативные сроки освоения основной профессиональной образовательной программы начального профессионального образования при очной форме получения образования и соответствующие квалификации приводятся в таблице 1.

Таблица 1

Образовательная база приема Наименование квалификации (профессий по Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов) (ОК 016-94) <*> Нормативный срок освоения ОПОП при очной форме получения образования
на базе среднего (полного) общего образования Водитель трамвая 
Водитель троллейбуса
10 мес.
на базе основного общего образования 2 года 5 мес. <**>

 


 

<*> ФГОС НПО в части требований к результатам освоения ОПОП ориентирован на присвоение выпускнику квалификации выше средней квалификации для данной профессии.

<**> Образовательные учреждения, осуществляющие подготовку рабочих на базе основного общего образования, реализуютфедеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования в пределах основных профессиональных образовательных программ начального профессионального образования, в том числе с учетом профиля получаемого профессионального образования.

3.2. Рекомендуемый перечень возможных сочетаний профессий рабочих, должностей служащих по Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОК 016-94) при формировании основной профессиональной образовательной программы подготовки по профессиям НПО:

предусмотрено освоение всех вышеперечисленных профессий.

Срок освоения ОПОП НПО по очно-заочной (вечерней) форме получения образования увеличивается:

на базе среднего (полного) общего образования - не более чем на 1 год;

на базе основного общего образования - не более чем на 1,5 года.

IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ

4.1. Область профессиональной деятельности выпускников: обеспечение безопасной и качественной перевозки населения городским наземным электротранспортом.

4.2. Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:

подвижной состав городского наземного электротранспорта;

правила дорожного движения, безопасного управления транспортом и перевозки пассажиров;

проездная и техническая документация;

средства автоматизации и механизации работ в депо и на линии;

транспортные организации.

4.3. Обучающийся по профессии Водитель городского электротранспорта готовится к следующим видам деятельности:

4.3.1. Эксплуатация подвижного состава городского наземного электротранспорта.

4.3.2. Обеспечение безопасной перевозки и качественного обслуживания пассажиров.

V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

5.1. Выпускник, освоивший ОПОП НПО, должен обладать общими компетенциями, включающими способность:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

5.2. Выпускник, освоивший ОПОП НПО, должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видампрофессиональной деятельности:

5.2.1. Эксплуатация подвижного состава городского наземного электротранспорта.

ПК 1.1. Управлять подвижным составом городского наземного электротранспорта, соблюдая правила технической эксплуатации.

ПК 1.2. Пользоваться радиоусилительной аппаратурой, средствами автоматизации и механизации работ на линии и в депо.

ПК 1.3. Обслуживать электроустановки городского наземного электротранспорта.

ПК 1.4. Устранять мелкие неисправности подвижного состава и организовывать буксировку неисправного транспортного средства.

ПК 1.5. Соблюдать внутренний распорядок транспортной организации и вести установленную техническую документацию.

5.2.2. Обеспечение безопасной перевозки и качественного обслуживания пассажиров.

ПК 2.1. Соблюдать правила дорожного движения и безопасного управления транспортом.

ПК 2.2. Организовывать безопасную перевозку пассажиров согласно расписанию, с учетом погодных условий и маршрута.

ПК 2.3. Контролировать соблюдение правил посадки и высадки пассажиров, погрузки и выгрузки багажа.

ПК 2.4. Соблюдать требования охраны труда, правила электробезопасности и оказывать первую (доврачебную) помощь пассажирам и пострадавшим в дорожно-транспортном происшествии.

VI. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

6.1. Основная профессиональная образовательная программа по профессии НПО предусматривает изучение следующих учебныхциклов:

общепрофессионального;

профессионального;

и разделов:

физическая культура;

учебная практика (производственное обучение);

производственная практика;

промежуточная аттестация;

государственная (итоговая) аттестация.

6.2. Обязательная часть основной профессиональной образовательной программы должна составлять около 80 процентов от общего объема времени, отведенного на ее освоение. Вариативная часть (около 20 процентов) дает возможность расширения и (или) углубления подготовки, определяемой содержанием основной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования. Дисциплины, междисциплинарные курсы и профессиональные модули вариативной части определяются образовательным учреждением.

Профессиональный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей в соответствии с основными видами деятельности. В состав профессионального модуля входит один или несколько междисциплинарных курсов. При освоении обучающимися профессиональных модулей проводятся учебная практика (производственное обучение) и (или) производственная практика.

6.3. Обязательная часть профессионального цикла ОПОП НПО должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности". Объем часов на дисциплину "Безопасность жизнедеятельности" составляет 2 часа в неделю в период теоретического обучения (обязательной части циклов), но не более 68 часов, из них на освоение основ военной службы - 70 процентов от общего объема времени, отведенного на указанную дисциплину.

Структура основной профессиональной образовательной программы начального профессионального образования

Таблица 2

Индекс Наименование циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту Всего максимальной учебной нагрузки обучающегося В т.ч. часов обязательных учебных занятий Индекс и наименование дисциплин, междисциплинарных курсов (МДК) Коды формируемых компетенций
Обязательная часть циклов ОПОП и раздел "Физическая культура" 972 648
ОП.00 Общепрофессиональный цикл 383 270
В результате изучения обязательной части цикла обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам должен: ОП.01. Основы экономических знаний ОК 1 - 7 
ПК 1.5
уметь:
анализировать производительность труда и способы ее увеличения;
улучшать качество выполняемых работ;
знать:
особенности экономической деятельности транспортной организации;
принципы оплаты труда водителей городского электротранспорта
уметь: ОП.02. Основы законодательства Российской Федерации ОК 1 - 7 
ПК 1.5 
ПК 2.1 - 2.4
оформлять первичные документы на месте дорожно-транспортного происшествия; обжаловать действия должностных лиц;
знать:
виды юридической ответственности;
ответственность за дорожно-транспортные происшествия и нарушения правил дорожного движения;
трудовое законодательство
уметь: ОП.03. Охрана труда ОК 1 - 7 
ПК 1.3 - 1.5 
ПК 2.1 - 2.4
соблюдать правила охраны труда при эксплуатации наземного электротранспорта;
предупреждать и тушить пожар;
знать:
инструкции по охране труда при производстве ремонтных работ и буксировке неисправного подвижного состава;
инструкции по производственной санитарии и личной гигиене;
правила электробезопасности;
правила пожарной безопасности и средства пожаротушения
уметь: ОП.04. Слесарное дело ОК 1 - 7 
ПК 1.4 
ПК 1.5
выбирать необходимый инструмент для основных видов слесарных работ;
знать:
слесарный и измерительный инструмент; виды ремонта и методы его организации;
стандартные детали
уметь: ОП.05. Основы электротехники ОК 1 - 7 
ПК 1.1 - 1.3 
ПК 2.4
рассчитывать основные параметры простых электрических и магнитных цепей;
составлять простые электрические и магнитные цепи;
знать:
основные законы электротехники;
сущность физических процессов, протекающих в электрических и магнитных цепях; порядок расчета их параметров электрических и магнитных цепей;
способы подключения электроизмерительных приборов
уметь: ОП.06. Основы технической механики ОК 1 - 7 
ПК 1.1 
ПК 1.2 
ПК 1.4
графически изобразить кинематические схемы;
знать:
основные понятия механики, законы Ньютона, статические и динамические нагрузки;
механизмы передачи вращательного движения
уметь: ОП.07. Материаловедение ОК 1 - 7 
ПК 1.1 
ПК 1.3 
ПК 1.4
определять возможности и назначение материалов, сплавов, пластмасс, смазочных материалов в зависимости от марки;
знать:
основные сведения о металлах, сплавах и пластмассах;
электротехнические материалы;
меры защиты металлов от коррозии
уметь: 36 ОП.08. Безопасность жизнедеятельности ОК 1 - 7 
ПК 1.1 - 1.5 
ПК 2.1 - 2.4
организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;
предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и устранения их последствий в профессиональной деятельности и быту;
использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения;
применять первичные средства пожаротушения;
ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной профессии;
применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной профессией;
владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;
оказывать первую помощь пострадавшим;
знать:
принципы обеспечения устойчивости объектов экономики,прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;
основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;
основы военной службы и обороны государства; задачи и основные мероприятия гражданской обороны;
способы защиты населения от оружия массового поражения;
меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;
организацию и порядок призыва граждан на военную службу ипоступления на военную службу в добровольном порядке;
основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные профессиям НПО;
область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;
порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим
П.00 Профессиональный цикл 501 334
ПМ.00 Профессиональные модули 501 334
ПМ.01 Эксплуатация подвижного состава городского наземного электротранспорта МДК.01.01. Основы устройства, технического обслуживания и ремонта подвижного состава городского электротранспорта ОК 1 - 7 
ПК 1.1 - 1.5
В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:
иметь практический опыт:
управления городским электротранспортом и буксируемым транспортным средством; МДК.01.02. Управление городским электротранспортом на линии и в депо
устранения простейших неисправностей оборудования электротранспорта, возникающих на линии;
выполнения подготовительных работ перед выездом на линию и после возвращения в депо;
уметь:
проводить сцепку для буксировки неисправного электротранспорта;
пользоваться радиоусилительной аппаратурой;
вести установленную техническую документацию;
оформлять проездную документацию и заявки на устранение неисправностей;
принимать и сдавать смену;
знать:
устройство, принцип действия, возможные неисправности подвижного состава городского электротранспорта;
основы технического обслуживания и ремонта электротранспортных средств;
правила технической эксплуатации городского электротранспорта и должностную инструкцию;
устройство радиоусилительной аппаратуры;
средства автоматизации и механизации работ в депо и на линии;
устройство и внутренний распорядок транспортной организации;
устройство и правила обслуживания электроустановок до 1000 В (3 группа по электробезопасности);
устройство путей и путевых сооружений
ПМ.02 Обеспечение безопасности перевозки и качественного обслуживания пассажиров МДК.02.01. Организация безопасной перевозки и качественного обслуживания пассажиров ОК 1 - 7 
ПК 2.1 - 2.4
В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:
иметь практический опыт:
перевозки пассажиров и багажа городским электротранспортом с соблюдением правил дорожного движения и безопасного управления транспортом;
уметь:
соблюдать расписание движения;
культурно общаться с пассажирами;
эксплуатировать транспортные средства на маршрутах с тяжелыми условиями;
знать:
правила дорожного движения и безопасного управления транспортом;
правила посадки и высадки пассажиров, погрузки и выгрузки багажа;
существующие формы проездных билетов;
маршруты движения;
особенности вождения в осенне-зимних условиях эксплуатации
ФК.00 Физическая культура 88 44 ОК 2 
ОК 3 
ОК 6 
ОК 7
В результате освоения раздела "Физическая культура" обучающийся должен:
уметь:
использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей;
знать:
о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека;
основы здорового образа жизни
Вариативная часть циклов ОПОП (определяется образовательным учреждением) 216 144
Итого по обязательной части ОПОП, включая раздел "Физическая культура", и вариативной части ОПОП 1188 792
УП.00 Учебная практика (производственное обучение) 17 нед. 612 ОК 1 - 7 
ПК 1.1 - 1.5 
ПК 2.1 - 2.4
ПП.00 Производственная практика
ПА.00 Промежуточная аттестация 1 нед.
ГИА.00 Государственная (итоговая) аттестация 1 нед.

Нормативный срок освоения ОПОП НПО при очной форме получения образования составляет 43 недели, в том числе:

Таблица 3

Обучение по учебным циклам и разделу "Физическая культура" 22 нед.
Учебная практика (производственное обучение) 17 нед.
Производственная практика
Промежуточная аттестация 1 нед.
Государственная (итоговая) аттестация 1 нед.
Каникулярное время 2 нед.
Итого 43 нед.

VII. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Кабинеты:

основ экономических знаний и законодательства Российской Федерации;

охраны труда;

безопасности жизнедеятельности;

основ технической механики;

устройства подвижного состава;

правил дорожного движения;

технической эксплуатации и технологии производства работ;

методический.

Лаборатории:

основ электротехники;

основ пневматики;

материаловедения;

электрических машин и электроприборов.

Мастерские:

слесарная;

электромонтажная.

Тренажеры, тренажерные комплексы:

управления городским электротранспортом.

Спортивный комплекс:

спортивный зал;

открытый стадион широкого профиля с элементами полосы препятствий;

стрелковый тир (в любой модификации, включая электронный) или место для стрельбы.

Залы:

библиотека, читальный зал с выходом в сеть Интернет;

актовый зал.

VIII. ТРЕБОВАНИЯ К ОЦЕНИВАНИЮ КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

8.1. Оценка качества освоения основных профессиональных образовательных программ должна включать текущий контроль знаний, промежуточную и государственную (итоговую) аттестацию обучающихся.

8.2. Конкретные формы и процедуры текущего контроля знаний, промежуточной аттестации по каждой дисциплине ипрофессиональному модулю разрабатываются образовательным учреждением самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первых двух месяцев от начала обучения.

8.3. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ОПОП (текущая и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, позволяющие оценить знания, умения и освоенные компетенции. Фонды оценочных средств для промежуточной аттестации разрабатываются и утверждаются образовательным учреждением самостоятельно, а для государственной (итоговой) аттестации - разрабатываются и утверждаются образовательным учреждением после предварительного положительного заключения работодателей.

Образовательным учреждением должны быть созданы условия для максимального приближения программ текущей и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплинам и междисциплинарным курсам профессионального цикла к условиям их будущей профессиональной деятельности - для чего, кроме преподавателей конкретной дисциплины (междисциплинарного курса), в качестве внешних экспертов должны активно привлекаться работодатели, преподаватели, читающие смежные дисциплины.

8.4. Оценка качества подготовки обучающихся и выпускников осуществляется в двух основных направлениях:

оценка уровня освоения дисциплин;

оценка компетенций обучающихся.

Для юношей предусматривается оценка результатов освоения основ военной службы.

8.5. Необходимым условием допуска к государственной (итоговой) аттестации является представление документов, подтверждающих освоение обучающимся компетенций при изучении им теоретического материала и прохождении учебной практики (производственного обучения) и производственной практики по каждому из основных видов профессиональной деятельности. В том числе выпускником могут быть представлены отчеты о ранее достигнутых результатах, дополнительные сертификаты, свидетельства (дипломы) олимпиад, конкурсов, творческие работы по профессии, характеристики с мест прохождения производственной практики.

8.6. Государственная (итоговая) аттестация включает защиту выпускной квалификационной работы (выпускная практическая квалификационная работа и письменная экзаменационная работа). Обязательные требования - соответствие тематики выпускной квалификационной работы содержанию одного или нескольких профессиональных модулей; выпускная практическая квалификационная работа должна предусматривать сложность работы не ниже разряда по профессии рабочего, предусмотренного ФГОС.

Требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы определяются образовательным учреждением на основании порядка проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников по программам НПО, утвержденногофедеральным органом исполнительной власти, который осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, определенного в соответствии со статьей 15 Закона РоссийскойФедерации "Об образовании" от 10 июля 1992 г. N 3266-1.

Государственный экзамен вводится по усмотрению образовательного учреждения.